Кавказские горы, окутанные дымом пороха и овеянные легендами, хранят память о героях, бросивших вызов самой грозной империи. Среди них сияет имя Ташу-Хаджи Саясановского – имама, чья жизнь стала символом несокрушимости духа и верности идеалам.

Ташу-Хаджи был гласом народа, прозвучавшим в гуле сражений. Его слова плавили сердца горцев, превращая их в сталь, способную противостоять любому врагу. Он влил в них уверенность, что нет силы более могущественной, чем вера, и нет цели более священной, чем борьба за родину.

Будущий сподвижник небезызвестного Имама Шамиля - Ташу-Хаджи родился в селении Эндирей, которое и сейчас существует в Дагестане. На момент рождения Ташу-Хаджи кумыкская долина преимущественно была населена чеченцами, поэтому по одним сведениям Ташу-Хаджи чеченец, а по другим кумык.

«Я склонен считать, что Ташу-Хаджи был скорее всего чеченцем, так как уже было сказано ранее, большая часть населения Эндирея были чеченцами. Даже после приказа генерала Ермолова в 1819 году о выселении чеченцев за Качкалывковский район, население Эндирея все еще оставалось преимущественно чеченским», - рассказывает историк Шахрудин Гапуров.

Ташу-Хаджи Саясановский получил свое богословское образование в Дагестане. 

«До начала освободительного восстания в конце 1820-х годов, Ташу-Хаджи занимался в основном богословской деятельность и был имамом. После начала освободительного восстания, когда Гази-Мухаммад начал заниматься распространением мюридизма, то Ташу-Хаджи стал одним из признанных лидеров освободительного движения», - делится Шахрудин Гапуров.

С начала 1830-х годов Ташу-Хаджи активно действовал на территории современной Чечни, сосредоточившись на Веденском, Ножай-Юртовском и Гудермесском районах. Там он установил шариатские законы и стал признанным лидером антироссийского сопротивления.

Ташу-Хаджи не только организовывал сопротивление, но и укреплял свои позиции: он строил крепости, например, Ахмат-Кала над Саясаном. До избрания Шамиля имамом в 1840 году, Ташу-Хаджи фактически выполнял его функции, пользуясь огромным авторитетом среди чеченцев.

«Историки не сомневаются, что Ташу-Хаджи мог бы стать имамом Дагестана и Чечни, но во избежание конфликта и раскола среди освободительного движения не стал претендовать на должность имама, а сделал все, чтобы продолжить освободительное движение на территории Кавказа. Подобное предположение подтверждают и действия Ташу-Хаджи, когда Шамиль бежал после своего поражения из Ахульго в 1839 году вместе со своей семьей, он перешел в чеченское село Зандак на пограничье с Дагестаном и оттуда обратился за помощью к Ташу-Хаджи. В свою очередь Ташу-Хаджи отвез Шамиля и его семью в селение Беной и там они остановились в гостях у старшего брата Байсангура Беноевского. Здесь Шамиль пробыл около трех месяцев, вылечивал свои раны, а после в сопровождении братьев Байсангура Беноевского, Ташу-Хаджи перевез Шамиля в Шатойский район. Подобные действия еще раз подтверждают, что Ташу-Хаджи был готов отказаться от притязаний на роль имама и всячески помогал Шамилю организовать съезд 8 марта 1840 года в Урус-Мартане, где Шамиль был избран имамом Чечни», - рассказывает Шахрудин Гапуров.

После 1843 года имя Ташу-Хаджи не встречается в документации - это позволяет нам предположить, что он погиб в бою или был убит царскими войсками примерно в это время.

Ташу-Хаджи был выдающимся человеком своего времени. Он был не только храбрым воином и талантливым военным руководителем, но и авторитетным богословом. Его деятельность сыграла ключевую роль в становлении сопротивления на ранних этапах Кавказской войны. Благодаря его усилиям, в Чечне укрепился шариат, а сам Ташу-Хаджи стал объединяющим фактором для многих чеченцев. Несмотря на отсутствие точных данных, вклад Ташу-Хаджи в освободительное движение чеченского народа бесспорен. Его имя, как и имена других героев того времени, должны оставаться в памяти потомков, как символ мужества и борьбы за свободу.

Иман Солуева


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна