Туризм по праву можно назвать одной из самых молодых отраслей в Чеченской Республике. Тем не менее туризм в экономической жизни региона играет не последнюю роль. Об увеличении турпотока, о строительстве модульных отелей и планах на 2024 год рассказал в интервью ИА «Чечня Сегодня» министр ЧР по туризму Муслим Байтазиев.

- Вы, наверное, единственный министр в новой истории ЧР, который ни разу не менялся с момента назначения. С чем это связано, как вы думаете?

- Помимо профессиональных качеств нужно обладать коммуникативными качествами и по-настоящему это дело любить. Людям, которые хотят связать свою жизнь с туризмом, я всегда задаю один очень простой вопрос: «Любите ли вы людей?». Если вы любите людей, общаться с ними, узнавать что-то интересное, новое – то туризм для вас. Если вам некомфортно с людьми, если вы отчасти закрытый социопат, то, конечно, туризм не для вас. Причем, неважно, кем вы работаете: туроператором, турагентом, менеджером, официантом и т.д.

Я люблю свою работу. Возможно, в других местах у меня не получалось, как здесь. Поэтому здесь я задержался. Видимо, я никудышный министр промышленности и энергетики - я там и полгода не проработал.

- Какой вид отдыха самый востребованный в Чеченской Республике?

- Большие данные и вообще социология говорит о том, что наша республика ассоциируется с природой. Люди, которые сюда приезжают, считают этот край красивым и богатым с точки зрения природы. Если говорить про местных жителей - по большому счету они выбирают отдых с семьей на природе. В последние годы мы потихоньку подсаживаем нашу молодежь на экологический туризм. Это пешие походы, джип-туры, всевозможные развлечения на открытом воздухе.


Кроме того, в феврале этого года планируем немного развить это направление, приурочивая мероприятия на открытом воздухе к некоторым традиционным ценностям, обычаям и истории чеченского народа. Несколько лет назад еще был задел организовать «ког-салазш» на курорте Ведучи. Это такие специальные самодельные коньки. Их раньше использовали жители горных районов для развлечения. Мы хотим возродить эту культуру катания в горной местности.

- В регионе практически каждый месяц открываются кофейни. Не кажется ли вам, что их количество неприлично растет? Почему в ЧР так популярны кофейни и кофе?

- Будет нескромно говорить, что мы внесли в это огромный вклад, но мы так считаем. Когда в регионе уже официально начали заниматься туризмом, мы стали получать обратную связь от наших туристов. Зачастую одно из самых ярких замечаний было то, что в объектах размещения - гостиницах, ресторанах, кафе - не было кофе. А если и имелся, то это был растворимый кофе в банке. Ну а когда заказывали кофе покрепче, приносили банку и говорили, пожалуйста, добавьте себе сколько хотите. Была большая проблема с кофемашинами, с бариста. Потом потихонечку кофейни начали появляться. Их было очень мало, можно было по пальцам пересчитать. Для того, чтобы поддержать эту индустрию и молодежь, которая занимается этим бизнесом, мы решили организовать кофе-фестиваль.



Кажется, первый кофе-фестиваль прошел 5-6 лет назад. Он был малобюджетным с точки зрения масштаба. Мы придумали очень интересный формат. Пригласили судей из других регионов, чтобы не было фальсификации. Сам конкурс заключался в том, что каждый бариста должен был приготовить три вида кофе на виду у всей публики и других конкурсантов. При этом, озвучивая каждый свой шаг. Участников было чуть больше 40. Получалось, что они 40 раз слушали и видели, как это делает их конкурент. Если еще в начале человек не умел готовить кофе, 40 раз услышав и увидев, в принципе он мог научиться. Этот фестиваль дал определенный толчок.



Появились новые звезды в этой нише: лучший бариста республики, города, лучший кофе. Это стало стимулом для кофеен. Некоторые кофейни отправили своих сотрудников на обучение в Москву, чтобы в следующим году они заняли первые места в конкурсе.

- С чем связано увеличение турпотока и о каких цифрах идет речь?

- В среднем турпоток увеличивается на 35-38%. Во-первых, растет количество людей, которые приезжают в наш регион. Их становится все больше. Пассажиропоток аэропорта Грозного достиг 1 млн человек. Если говорить про работу министерства – проводится большая маркетинговая работа в других регионах РФ. Но на мой взгляд, основным драйвером развития туризма в ЧР является личность нашего Главы. Потому что очень много интереса вызывает он сам, его политика, действия и решения, которые он принимает. 



И, конечно же, огромное количество людей хочет посмотреть во что он превратил поствоенную, разрушенную республику. Когда они слышат, что регион превратился в российский Дубай, кто-то просто не верит и хочет увидеть все своими глазами. Кстати, часто слышу от туристических групп желание или надежду встреть Рамзана Кадырова где-то на улицах Грозного. Сфотографироваться с ним и передать слова благодарности. А, как мы знаем, такое возможно и часто бывает.

- Справляются ли гостиницы и отели республики с турпотоком? Есть ли их нехватка?

- Острую нехватку мы чувствуем, когда проходят мероприятия, которые пересекаются. Также сильную нехватку мы чувствуем, когда проходит день города - 5 октября и проводится событийное мероприятие по типу совещания Росавтодора. Эти проблемы отчасти от города мы скоро заберём. Сейчас у нас в городе порядка двух тысяч койко-мест. Строится в столице гостиница «Орцин-Мохк». По информации от мэра, там, где сейчас идет расширение проспекта Путина, предусмотрено строительство новой гостиницы. Мы хотим разгрузить город от деловых, событийных мероприятий еще за счёт гостиницы, которая строится на кластере в Ведучи. Там двести номеров, большая зона, конференц-зал. Помимо этого, мы хотим написать коллективное письмо всем министерствам и ведомствам, чтобы они распределили свои мероприятия по городу, дабы не загружать столицу. 



Конечно, нам нужны новые гостиницы. Каждый год к нам приезжают на 30-35% больше туристов. Соответственно, с такими темпами через два года мы уже можем закрыть заполняемость всех гостиниц на 100%. Всегда хорошо, когда загрузка на уровне 80-90%, но 100% загрузка – это нехорошо для любого отеля. Потому что номерной фонд требует иногда ремонта, где-то что-то выходит из строя и т.д.

- Расскажите о строительстве модульных отелей

- Мы получили финансовую и грантовую поддержку от Министерства экономического развития, в рамках нацпроекта будет реализовано 14 проектов. Работа началась еще в прошлом году. За два года мы введем в эксплуатацию 225 номеров. В каждом номере как минимум два койко-места. Т.е. еще 500 мест у нас в республике появится дополнительно. Это модульные дома, которые быстро возводятся. При должном финансировании процесс строительство таких домов может занять максимум один месяца. За такие сроки просто не построить номерной фонд. Для строительства обычной гостиницы в среднем нужно 2-2,5 года, поэтому есть смысл такие объекты строить уже сейчас. Особенно после СВО мы поняли, как развивается внутренний туризм. Именно поэтому был смысл дать начало новому модульному строительству. Тем более что в России экономика на подъеме и опять-таки появились заводы по производству таких модульных домов.

- По поводу туристов, Рамзан Кадыров сказал, чтобы им не делали замечаний, согласны ли вы с этим?

- Острой проблемы в поведении туристов мы не наблюдаем. Бывают единичные случаи. В регионе существуют определенные ограничения для внешнего вида, поведения в обществе и т.д., поэтому туристы уже подготовленные сюда приезжают. Если кто-то не подготовлен, у нас есть памятка.

Дресс-код для туристов никто не отменял, но почему-то многие думают, что Рамзан Ахматович отменил полностью дресс-код. Нет, конечно, там была речь о другом. Культурные коды чеченцев и туристов могут немножко отличаться. Если человек ведет себя в рамках приличия, но при этом его культурный код чем-то отличается, это не говорит о том, что вы должны подходить и делать ему замечание. Допустим, у человека своеобразная прическа – это его личное дело. Никто не должен ему делать замечание. Об этом шла речь. Или, допустим, я часто встречаю туристов, которые могут идти, держась за ручки. В странах ближнего востока часто можно встретить подобное: супругов, друзей. Кстати, там очень распространено, что мужчины держатся за руки и гуляют. Это их культурный код. Они так себя чувствуют, им так комфортно и это абсолютно нормально для их культуры, кодекса и обычаев. Именно об этом речь и шла.


Образованный человек понимает, что Всевышний создал огромное количество национальностей, цветов кожи, обычаев и т.д. раскидал нас по земному шару не для того, чтобы мы друг с другом ссорились, а для того, чтобы мы друг друга познавали, брали друг от друга лучшее и становились лучше от этого. В этом плане туризм очень универсальный инструмент.

Турист, который в шортах будет гулять по нашей республике, увидев памятку Минтуризма, поймет, что так здесь не одеваются и ему самому будет некомфортно ходить так.

- Как бы вы охарактеризовали главный тренд в сфере туризма в ЧР в 2023 году и каким, по вашему мнению, он будет в 2024?

- 2023 год наполнен больше эко и природным туризмом. Экологический туризм – я бы назвал его так. Мы проанализировали топ-регионов, из которых к нам приезжают туристы. Ничего нового в нем не увидел, кроме Ханты-Мансийского автономного округа. Значит, нам нужно по этому региону работать больше. Есть данные в которых говорится, что в России больше всего путешествуют люди из 12 регионов. Это связано с доходами, активной позицией, желанием и умением отдыхать. Мы будем проводить больше пиара в этих 12 регионах для того, чтобы получить больший турпоток, чем в прошлом году. А вот, что касается мероприятий, которые буду проходить внутри региона, акцент будет сделан также на эко, оздоровительный, пеший, экстремальный туризм.

- Что по сервису? Наблюдаете улучшения?

- Сервис в республике улучшается, но тем не менее я не всеми объектами доволен. Мне сложно понять, если ты занимаешься одним узким специализированным делом, как можно не быть специалистом в этом. Физически я даже не могу понять, как это возможно. Зачастую мы видим, что администраторы, управляющие ресторанов не до конца погружены в свою деятельность. Не до конца понимают тренды, технологии, инструменты, которые бы сделали их работу проще, лучше и качественнее. Поэтому нам приходится время от времени работать над этим. Мы приглашаем сюда специалистов, проводим какие-то образовательные курсы.


Тот, кто хочет учиться - становится лучше. 

Тот, кто хочет учиться, приходит к нам, вникает, приводит свой персонал и на мой взгляд становится лучше. Потому что предела совершенству нет. Есть у нас отельеры, которые никогда нигде даже онлайн-курсы не прослушали. Также я знаю обратную сторону медали. Знаю отельеров, которые ездят на образовательные сессии в Москву, получают образование дистанционно и т.д. То есть, вторые поняли, что их жизнь связана с туризмом и они здесь и сейчас пытаются быть профессионалами своего дела. Таких людей мы очень ценим. Их можно даже назвать командой Министерства по туризму. Они действительно помогают нам. Дают шанс республике выйти на уверенные рельсы экономического развития вместе с туризмом. Сейчас туризм дает 4,5% от ВРП (валовой региональный продукт) по региону. Наши пожелания и цели к 2035 году довести этот показатель до 10%.

- Есть ли в наших вузах факультеты или кафедры по гостиничному бизнесу и сервису? Есть ли от них польза?

- Помогает, но не до конца и совсем. Я общаюсь с выпускниками. Мы часто их приглашаем к себе, общаемся и в походы вместе ходим. Особенно со студентами ЧГУ. Но многие из них находят себе работу в других сферах и уходят. Я не могу сказать, что 100% выпускников этих вузов устраиваются работать по специальности. Тем не менее оттуда появляются самородки, которые сейчас активно работают. Так, какое-то количество кадров они нам дают.


Камета Амалаева



При копировании материалов ссылка на сайт обязательна