Мадина Хажмурадова преподает русский язык и литературу уже 20 лет. Она была в группе педагогов, которые занимались апробацией Единого государственного экзамена в 2008-2009 г. на территории Чеченской Республики. Сейчас Мадина активно продвигает свою методику по подготовке высокобальников и ежегодно доказывает свою гипотезу о том, что нет необучаемых детей. В интервью ИА «Чечня Сегодня» филолог-литературовед из МБОУ «Математическая школа 1 имени Х. Ибрагимова» города Грозного рассказала, кто такой педагог, сложен ли русский язык при обучении и какое будущее ждет ЕГЭ.

Дизайнер детских душ

Мой путь к профессии филолога-литературоведа начался с того, что я росла в семье, где читать было очень актуально. Мой отец является поэтом, литературоведом, заслуженным журналистом ЧИАССР. Поскольку к нам всегда приходили знаменитые литераторы того времени, мне приходилось быть в кругу этих людей и разговоров. Я росла в стихии литературы. И впитав в себя с самого раннего детства дух русской и чеченской литературы, я осознанно решила стать учителем.

В 2007 году я окончила Чеченский государственный педагогический институт. Сказать честно, я не ожидала, что мой учительский путь будет настолько тернистым и долгим. Я думала, что быстренько дорасту до должности директора-менеджера. Мне так казалось. Но осознав истинные цели и расставив жизненные приоритеты, я решила для себя – останусь педагогом. Хотя возможности карьерного роста и были, но для меня стало большим подвигом то, что я сохранила себя на протяжении 20 лет действующим учителем-филологом, который выпускает качественно подготовленных выпускников.

Я бы приравняла слово «учитель» к слову «художник». Учитель – художник и дизайнер детских душ. Я считаю, что нет необучаемых детей. Это моя гипотеза, которую я доказываю на протяжении 20 лет. Есть дети, которые нуждаются в особом подходе. Есть дети, которые педагогически запущены. Им надо просто помочь восстановить пробелы – дефицит знаний. Есть дети, которые в силу своего темперамента и в силу своего здоровья не могут сразу освоить материал. Их интеллект рассчитан на медленное восприятие. К таким детям стоит относиться более толерантно, терпимо и милосердно. Милосердие – это первое, чем нужно оперировать в педагогике. Педагогика – это стезя материнства и отцовства. Каждый учитель должен испытывать к детям родительскую любовь и относиться к чужим детям, как к своим: сострадательно, понимающе и милосердно. Видеть в них в большей степени достоинства, а не недостачи. У меня язык не поворачивается даже назвать это недостатками, потому что я считаю, что в детях есть только один недостаток – это временная неосознанность, а остальное можно вложить в ребенка. Если учитель будет следовать этому пути самоотверженно, то необучаемых детей не будет.

Русский язык как основополагающий и фундаментальный

Сложен ли русский язык по сравнению с другими языками? Естественно, русский язык имеет специфическую особенность. Очень много правил по фонетике и по изучению слов, потому что слова в этом языке многозначны. Конечно, если рассматривать с точки зрения фонетики и лингвистического значения русского языка, то русский язык довольно сложный язык по сравнению с английским, где не так много падежей и грамматических форм. В английском языке ты выучил слово и тебе понятно, что это слово означает явление, предмет или действия. А в русском языке одно и то же слово может обозначать и явление, и действие, и предмет. Поэтому я отчасти согласна, что русский язык сложен для изучения. Он также певуч и красив. Как говорил Константин Паустовский:

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Сложно ли детям в Чеченской Республике изучать русский язык? Я бы так не сказала. У меня есть опыт работы в городских и сельских школах, поэтому я даже могу сравнивать. Есть некий речевой барьер, но над ним можно и нужно работать.

Тяжело ли нашим детям осваивать русский язык? Нет. Русский язык, как основополагающий и фундаментальный язык, уже вошел в жизнь наших детей. Они смотрят телевизор и слышат русскую речь, общаются в мессенджерах на русском языке, обмениваются на нем между собой информацией.

ЕГЭ: для учителя – итоги, для родителя - тревога

Я работаю с Единым государственным экзаменом по русскому языку с апробационного периода. Когда ввели первый апробационный экзамен (2008-2009 г.), я встала у истоков и была среди тех людей, которые были первыми экспертами и нашли в себе мужество сказать: «Да, мы пройдем тестирование. Мы попробуем!». Мы действительно постарались это сделать и стали экспертной командой, которая посягнула на проверку заданий части «C» в ЕГЭ. В тот год дети получили подарок +1 балл к результатам, потому что это был пробный экзамен. С тех пор я непрерывно работаю экспертом в нашей республике.

Я являюсь родителем и педагогом. У меня растет дочка, которая учится и тоже проходит определенные экзаменационные процедуры. Пока ВПР-процедуры, но скоро придет ОГЭ и ЕГЭ. Вопрос о восприятии родителей формата ЕГЭ очень сложен, потому что все люди разные. У детей разный потенциал, здоровье, возможности, желания. Все дети сталкиваются с выбором: продолжить свой путь в 10-11 класс и сдать ЕГЭ или уйти в среднее образование, поступив в колледж или техникум. В момент выбора стрессует не только ребенок, но и родитель. Если я, как родитель, ребенка отдаю дальше на обучение в выпускные классы, то должна понимать, что мы пройдем: диагностику, дополнительные занятия и стрессовые ситуации. Это тяжелый путь, поэтому у родителей складывается впечатление, что ЕГЭ – это непосильный труд и они формируют к нему негативное отношение.

А вот у педагога, который работает с кодификатором ЕГЭ и ОГЭ, формируются наиболее удачные этапы в профессиональной жизни. Он себя реализовывает, видит свой результат в выпускниках и создает положительный имидж в глазах коллег, родителей и окружающих. Это значимый шаг для учителя, создающего свой личностный портрет. Поэтому у педагогов положительные эмоции, связанные с ЕГЭ. Я отношусь к ЕГЭ как к подведению итогов базового образования. Ребенок понимает, что он обязан знать определенный образовательный минимум программы и преодолеть порог этой программы, чтобы в дальнейшем реализовать своим мечты на профессиональном поприще.

Обязательно нужно оценить возможности ребенка, чтобы не травмировать его сознание. Нужно взвешено подходить к выбору дальнейшего обучения. Если не хватает родительского или педагогического мнения, то можно прибегнуть к мнению психологов.

Авторская методика

Работая с ЕГЭ, я сформировала собственную авторскую методику по подготовке выпускников. Идея методики строится на том, что я сначала изучаю и оцениваю базу знаний ребенка. Мы же понимаем, что работа с ЕГЭ – это спецификатор и кодификатор. На сайте Федерального института педагогических измерений размещен логически правильно выстроенный материал, который рекомендован как образец по подготовке к ЕГЭ. Я уже много лет работаю над одним и тем же кодификатором. Меняется лишь формулировка заданий, законы и разделы языкознания остаются неизменными.

Исходя из уровня знаний ребенка, я составляю примерный план работы на две недели. Ребенок должен выучить определенные базовые понятия, чтобы в дальнейшем понимать, о чем я говорю. Речь идет о чисто теоретических определениях: причастие, деепричастие, существительное, приставка, суффикс и так далее. После того, как он уже ознакомился с этими базовыми понятиями, я смотрю на возможности этого ребенка – на то, сколько времени у нас есть на подготовку. Мы ведь не можем заниматься бесконечно. Оцениваю также умственные способности ребенка, его усидчивость и трудоспособность. Потом составляю индивидуальную карту. Я отдаю ему материал по тем заданиям, которые он может освоить самостоятельно. Сложные задания мы разбираем вместе.

Если ребенку пытаться с научной точки зрения подавать материал, результата не будет. Поэтому я упрощаю этот материал настолько, чтобы на детском уровне происходило понимание всего, что я говорю. Через определенное время мы опять смотрим, какие задания мы преодолели вместе и накапливаем тестовую часть. После того, как мы накопили достаточно баллов в тестовой части, мы начинаем разбирать задания, связанные с текстом. Это этап подготовки анализа текста.

Сочинение – задание «C» – это показатель того, как ребенок мыслит, как он логически умеет выстраивать текст, насколько выразительно он излагает суть проблемы и строит суждение. Выстраивая эти суждения, ребенку нужны знаки препинания, орфография и грамматика. Получается, что все задания тестовой части посвящены тому, чтобы грамотно и хорошо написать сочинение. Важно, чтобы наши дети больше читали русскую классическую литературу, так как публицистика текста в сочинении связана с социальными или бытовыми проблемами современного общества.

За время моей практики было очень много хороших сочинений. К примеру, сочинение моей выпускницы-высокобальницы 2021 года Иман Белиговой. Оно у меня есть и сейчас с собой, прямо в телефоне. Ребенок привел пример репрессии чеченского народа. Когда мы с ней по итогу обсуждали это сочинение, она рассказала, что несколько первых минут была в шоке. Настолько близка была ей проблематика текста и так много ей хотелось изложить. А потом, когда она настроилась, в третьей части сочинения она написала о судьбе чеченского народа. Но написала всего лишь в трех предложениях. Как филолога меня это удивило. Как можно рассказать такую историю буквально в трех предложениях? Это талант. Это меня также очень сильно порадовало, потому что ребенка не только подготовили интеллектуально, в нем воспитали чувство патриотизма и любви к Родине. Я зачитаю вам этот отрывок:

«Я убеждена в том, что родная земля обладает способностью исцелять душу. Ведь не зря наши предки во время депортации, вынужденные покинуть свои дома, брали с собой клочок земли, который наполнял их силами, стойкостью духа, а также верой в светлое будущее народа. Это светлое будущее народа наступило сейчас».

Три предложения. Проблема – любовь к Родине. Ребенок так тонко почувствовал позицию автора и так лаконично, но емко рассказал о Родине. Я считаю, что это хорошая работа.

Я и мои коллеги, которые работают над текстами, выходим на уроках за рамки образовательного ресурса. Мы всегда говорим о жизненных вещах. Мы не можем не воспитать в наших детях нравственные понятия. И мы начинаем разбор любого текста с духовности. Разбираем такие понятия, как: доброта, милосердие, сочувствие, сострадание, зло, совесть. Опираемся при этом на жизненные истории и общеизвестные факты.

ЕГЭ – это всего лишь продиктованный временем формат среза

Я помню своего первого высокобальника. Это была победа над собой и это было потрясающе.

Победа пришла не сразу, а в 2016 году. Тогда я работала в «Средней общеобразовательной школе №37» г. Грозного. Девочку звали Хеда Султыханова. Она набрала 87 баллов по ЕГЭ, и это был очень большой результат. У меня в тот год было 100% качество сдачи. Это, кстати, был год, когда Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров ввел проект «Я сдам ЕГЭ!», чтобы все дети могли честно сдать экзамен. Мы работали день и ночь, как будто мы должны Родину защищать. Это была бешеная мотивация. Мы приносили детям конфеты, шаурму, в классе ставили дополнительные стулья и столы. Работали стоя, сидя, лежа. Работали в команде, парно, индивидуально. Я помню, у нас был один мальчик. Его звали Адам Кутуханов. Он никак не мог набрать 15 тестовых баллов. Я помню ор всего класса: «Адам, ну нельзя же так! Мы должны победить». Адам пообещал классу сдать и сдал на средний балл.

А Хеда Султыханова, кстати, сегодня работает вместе со мной в этой школе учителем русского языка и литературы. Параллельно учится в Московском государственном университете, окончив при этом Чеченский государственный университет. Специальность – филология. Она мне как-то сказала: «Моя первая любовь к русскому языку и учительству пришла ко мне на ваших уроках. Я на ваших уроках литературы решила, что пойду по вашей стезе». Это была моя первая победа. А потом уже и 90 баллов было, и 92, и 94, и 96. Дальнейшие победы, честно говоря, были уже не столь эмоциональны. Если образно выразиться, то ты уже вошел в эту «холодную воду», и твой организм привык. А вот в первый раз ты испытываешь кураж. Это заманивает, и потом ты уже не можешь остановиться. Днем и ночью работаешь над этим.

Моя методика начала разрабатываться именно с проекта «Я сдам ЕГЭ!». Разные были отзывы о данном проекте: кто-то говорил, что он не оправдывает себя, кто-то говорил, что тяжело и с этим проектом мы опоздали. Я, когда столкнулась с проектом «Я сдам ЕГЭ!», просто взяла и окунулась в него. Тогда я начала понимать, что дифференцированный подход работает и дает результат. Стала улучшать свою работу, получая удовольствие от результатов своих выпускников.

Время все изживает, нет ничего вечного. Машина времени модернизирует ЕГЭ, и мы придем к другому формату. Это будет формат, исчерпывающий актуальность нынешнего формата ЕГЭ. Некий индивидуальный проект ребенка, по которому мы сможем судить о личностных качествах, интеллекте и образовательном ресурсе. Я не могу сказать, что ЕГЭ – это что-то вечное. ЕГЭ – это всего лишь продиктованный временем формат среза. Каким этот формат может быть в будущем – зависит от нас и наших детей. Если мы все адаптируемся к этому легко, он себя изживет. Пока мы можем говорить о том, что ЕГЭ – это путь к какой-то базе знаний, он будет жить. Как только он исчерпает свой ресурс и станет очень легким шагом для поступления в высшее учебное заведение, он модернизируется.

Если говорить о моем будущем, то я планирую участвовать в конкурсе «Учитель года» в этом году. Хочу опубликовать свою методику. Уже работаю над статьей по ней. У меня в этом году два 11 класса, я хочу подготовить 100-бальников.

Говоря о более расширенных и глобальных планах или мечтах, то я бы хотела для нашей республики победу во Всероссийской олимпиаде по литературе или по русскому языку. Я бы работала над этим проектом неустанно и не ложилась бы спать. Пока из-за большой нагрузки в школе и дополнительных занятий у меня не хватает физического времени погрузиться в это. Но я верю в то, что я смогу принести в нашу республику хотя бы одного победителя Всероссийской олимпиады по русскому языку. На первое время одного, а в будущем их должно быть каждый год по два – три человека. Это уже мечты, но реализуемые.

Седа Магомадова



При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2