29-30 июня во Владикавказе проходил Межрегиональный медиафорум «PRO Кавказ». Участниками форума стали журналисты и представители СМИ Северо-Кавказского федерального округа, блогеры, специалисты пресс-служб и т.д.

Так, шеф-редактор редакции "Новости 7" ЧГТРК "Грозный", внештатный автор портала «Это Кавказ», Заслуженный журналист ЧР Аза Терлоева заняла первое место в журналистском конкурсе, который проходил в рамках медиафорума PRO Кавказ, в номинации «Кавказ. Ломая стереотипы». 


Аза Терлоева в своих материалах нетривиально рассказывает о чеченцах, их быте, культуре и мировоззрении. В интервью ИА «Чечня Сегодня» журналист рассказала о главной цели своей работы; призналась, какой материал был для неё наиболее сложным; а также поделилась мнением о том, когда журналист должен отказываться от своих предубеждений.

- Аза, вы в журналистике уже давно, удалось ли за это время найти темы, на которые вам наиболее приятно писать? 

- Наверное, это все, что связано с женщинами – быт современной чеченской женщины, особенности мышления, карьерные перспективы. Очевидно, что у нашего народа свои традиции и обычаи, и ярче всего они проявляются как раз - таки в жизни женской половины. Очень люблю разговаривать с женщинами, которые добились успеха или нашли свою какую-то нишу. Больше всего впечатлили интервью с психотерапевтом Эллой Садыковой, режиссером и актрисой Хавой Ахмадовой, Заретой Осмаевой, которая в настоящий момент руководит Государственным русским драматическим театром им. М. Лермонтова. После разговора с каждой из них у меня было ощущение, что я саму себя открыла с новой стороны. А вообще, у нас очень много ярких, интересных, очень воспитанных женщин, каждая из которых - настоящая аристократка. У них многому можно поучиться. У чеченцев ведь как: то, что ты работаешь, не освобождает тебя от обязанностей по воспитанию детей, ведению хозяйства, поддержанию родственных связей. И заниматься всем этим наряду с работой довольно сложно. А, значит, те, кому это удается, вдвойне молодцы.

- В основном вы рассказываете о чеченцах и Чеченской Республике, но чаще это предназначено не для чеченской публики. Какова для вас внутренняя цель этих материалов и есть ли у вас какие-то особые методики в их создании?

- Все очень просто: мне хочется, чтобы нас лучше узнали. На самом деле, всю красоту и благородство нашего народа очень трудно увидеть тому, кто здесь не рос. Даже я, когда мне хочется проиллюстрировать какие-то красивые стороны нашей культуры, сталкивалась с тем, что не нахожу ничего подходящего в интернете. То же понятие “къонахалла”, например. Да, есть теоретические вещи, объясняющие значение этого слова, но конкретных примеров проявления этого качества нет. Человек, далекий от нашей культуры, просто не сможет найти в гугле ответы на интересующие его вопросы. Я ставила себе задачу больше рассказать о положительных качествах нашего народа.

- Как вы находите героев для своих материалов?

- Некоторых знаю лично, некоторых нахожу в публикациях местных СМИ, в том числе и вашего сайта, например. Проблема заключается в том, что я до сих пор не выработала алгоритм того, как понять, что эта тема будет интересна российскому читателю. Некоторые из предложенных мною заявок принимают неохотно, а потом выясняется, что они стали одними из самых посещаемых на портале. Так, я готовила публикацию про все ритуалы, связанные с рождением ребенка в чеченском обществе, и сдавала ее, будучи уверенной в том, что это никто читать не будет: «Что там интересного, люди и так про это все знают?». А потом столько людей из России написали, что они узнали много удивительных вещей.

Наверно, именно поэтому мы так интересны и туристам: в нашем поведении, культуре и мышлении много всего такого, что кажется обыденным для нас самих, но поразительно для людей, выросших в другой ценностной среде. 

- Есть ли среди ваших работ материал, который дался сложно как журналисту или человеку?

- Да, это материал про детей, возвращенных благодаря Главе ЧР Рамзану Кадырову из Сирии. С ними проводили сеансы реабилитации специалисты из института имени Сербского, и я наблюдала за тем, что там происходит. Во-первых, это по большей части сироты, и чаще всего родители умерли у них на глазах. И многие из них на всю жизнь уже даже не на уровне воспоминаний, а еще глубже закрепят картины их смерти. Во-вторых, пребывание в зоне военных действий отбрасывает их развитие и социализацию на много лет назад. И это тоже очень грустно. Я помню, что готовила этот материал и у меня самой была не совсем простая ситуация в жизни, но я поняла, что на фоне их проблем все мои переживания – просто пыль.

Жалко этих детей, жалко их бабушек и дедушек, которые потеряли своих детей и теперь должны с этим жить и еще поднимать на ноги внуков. Это действительно большая трагедия. 

- Можете ли вы выделить самую любимую или значимую для себя работу под вашим авторством? 

- Не могу сказать, что такая есть. Когда я просматриваю свои статьи, как и все, что мною сделано, я вижу в них только недостатки: что еще можно было доработать или добавить, какую мысль поярче подчеркнуть, как лучше проиллюстрировать. Но вместе с тем люблю их все, конечно. Потому что за каждой из них стоит разговор с интересным человеком . Каждого респондента, с которым я сталкиваюсь, я рассматриваю как героя книги и иду на интервью с задачей описать его как литературный персонаж. И тебе становится не до личных впечатлений и оценок даже, твоя задача - максимально раскрыть характер и убеждения героя. А это очень увлекательная работа. 

- Мы помним, как к чеченцам и Чеченской Республике относились после войны. Был ли в вашей практике момент, когда вы ощутили, что благодаря вашей работе удалось развеять хоть один стереотип или поменять чьё-либо отношение к республике?

- Лично об этом мне никто не говорил. Наверное, потому, что на сайт «Это Кавказ» не будут заходить люди, которые предубежденно относятся к кавказским республикам и их населению. Но, например, после публикации про центр исламской медицины коллега – журналист одного из крупнейших изданий страны – признался, что по-новому увидел эту тему. Люди-немусульмане ведь считают вещи, подобные изгнанию джиннов или лечению порчи, мракобесием и пережитками прошлого. А тут получился довольно обоснованный с точки зрения логики и даже традиционной медицины подход.

- Откуда вы черпаете вдохновение?

- Самое первое, что я делаю перед тем, как позвонить человеку и договориться с ним об интервью – читаю дуа. Это слова пророка Мусы, мир ему, которые он произнес перед встречей с фараоном. Его слова приведены в Коране и вот как переводится его часть: «Господи, облегчи мою миссию и развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь». Это меня успокаивает и настраивает на то, что исход в любом случае будет благополучным. 

Каждое мое интервью длится как минимум час. Для меня важнее «разговорить» героя, сделать так, чтобы он мне доверился, убедить его в том, что ни одно сказанное им слово не будет использовано против него. Самое сложное – это как раз вот эта настройка. Для этого важно отказаться от своих предубеждений и спокойно воспринимать даже то, что прямо противоречит твоему мнению. Журналистская работа вообще очень полезна для личностного развития в том смысле, что учит тебя глубже смотреть на вещи, не видеть все в черно-белом цвете и понимать, что может быть точка зрения, которая отличается от твоей. И если мне при помощи внутренних установок удается человека раскрыть, дальше все просто: просто передаешь его картину мира, знакомишь читателя с яркой и интересной Вселенной другой личности.  

- Вы часто становитесь победителем различных журналистских конкурсов. Чем для вас являются эти победы?

- Тут все очень просто. Когда мне было 4 года, во время бомбежки Грозного погиб мой отец, и всю мою сознательную жизнь вопросами моего воспитания занимался родной дядя. И с его стороны по отношению ко мне была, как говорят сейчас психологи, безусловная любовь. Я иногда даже думаю, что он своих родных детей любил не так сильно, как меня. Я помню, как закрыла практику после первого курса в университете – я училась на отделении журналистики – и он забрал у меня газеты с моими первыми статьями - и показывал их всем родственникам. Он всегда радовался всем моим победам и достижениям. Весной 2019 года его не стало. Я очень надеюсь, что Всевышний по Своей великой милости введет его в рай. А все конкурсы, где мне удается что-то выиграть – это такая маленькая дань его памяти. 

- Последним из конкурсов, где вы стали победителем был «PRO Кавказ». Расскажите о материале, который вами был представлен на конкурс.

- Один из самых известных фактов о Чеченской Республике - это то, что здесь, прежде всего, руководством региона, уделяется большое внимание воспитанию детей в духе традиций и обычаев. Но в современном мире все чаще слышится мысль о том, что «мы живем в 21 веке», и традиции - это своего рода оковы, которые мешают нам двигаться вперёд. При помощи поданного на конкурс материала мне хотелось показать, что, несмотря на то, что наши дети воспитываются в рамках традиционных ценностей, при наличии определённых границ и запретов, это никак не мешает им вырасти современными, развитыми и продвинутыми в технологичном отношении людьми. Материал был как раз про детей, которые занимаются в центре цифрового образования.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2