Встреча с Ахматом-Хаджи Кадыровым в ее жизни дважды привела к судьбоносным решениям, благодаря чему сегодня она знакомит десятки людей из разных регионов России с красотами Чеченской Республики и разрушает самые громкие стереотипы о чеченцах.

Профессиональный экскурсовод Дагмара Исакова в интервью ИА «Чечня Сегодня» рассказала о том, какие вопросы туристы задают чеченскому гиду и как не потерять лицо даже в самых непростых ситуациях.

Отец порекомендовал, Ахмат-Хаджи замотивировал

Мою историю следует начинать с момента, когда я определялась с выбором профессии. Это был период восстановления Чеченской Республики. Я хотела пойти по стопам близких мне людей, которые связали свою жизнь с юриспруденцией, но отец посчитал иначе. Он решил, что мне стоит выбрать сферу туризма, поскольку тогда для возрождающейся республики это было новое направление. По настоянию отца я поступила на профильный факультет Чеченского государственного университета. Училась без энтузиазма, ибо считала, что подавляю свои истинные желания. Так было до 2004 года.

Я помню этот день. Март месяц. Нас собрали в репетиционном зале ансамбля «Вайнах». Тогда это было единственное уцелевшее техническое здание. Никто из присутствующих даже не подозревал, что к нам на встречу приедет Первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров. Думали максимум какой-нибудь министр.

Ахмат-Хаджи сразу же попытался разрядить обстановку в зале. На встрече присутствовали СМИ, и он поинтересовался у нас, на каком языке нам будет проще общаться – на русском или на чеченском. Все замялись, а потом попросили перейти на чеченский. «Как хорошо, что вы так ответили. Я особо на русском языке сам не разговариваю», - сказал он. Мы все понимали, что таким образом он просто пытается разрядить обстановку, так как на самом деле прекрасно владел русским языком.

После недолгого общения микрофон начал гулять по залу, студенты стали задавать свои вопросы Первому Президенту ЧР. Я тоже не удержалась и озвучила свой: «Насколько нужно будет республике то направление, которое я осваиваю? Стоит ли мне тратить время на эту учебу?». Помню он начал улыбаться в ответ и сказал: «Я вам даю слово, что через 10-15 лет к нам будут приезжать люди и уезжать с неотвратимым желанием вернуться снова. Учитесь, потому что за вами будущее!».

Воодушевлённая этой беседой на следующей же сессии я взяла направления на пересдачу предметов, по которым я получила ранее оценку «удовлетворительно». Всё пересдала на «отлично», а спустя три года я завершила обучение с красным дипломом.

Шеф сказал заниматься любимым делом

Я окончила вуз в 2006 году. Республика в то время была охвачена восстановительными работами. Понятное дело, что о туризме не было и речи. Поэтому с 2006 по 2013 год я работала преподавателем географии и иностранного языка в одной из Урус-Мартановских школ.

В 2013 году был создан Комитет Правительства ЧР по туризму. Примерно в этот же период Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров делает публикацию в социальной сети об Ахмате-Хаджи Кадырове. Я под этой публикацией оставила свой комментарий с воспоминаниями о нем, в ответ поступила просьба: «Напишите свой номер».

Я жутко переживала и нервничала, но думаю, раз шеф просит – нужно написать. Мне позвонили на следующий день. Это был Рамзан Ахматович. Я не могла в это поверить, честно. Когда я отошла немного от шока, то начала отвечать на его вопросы о том, кто я и откуда. Больше всего я рассказывала об Ахмате-Хаджи. Рамзан Ахматович выслушал и спросил: «Ты свое слово сдержала?». А потом добавил: «Занимайся своим любимым делом. Ты найдешь свое место».

Позже так получилось, что меня позвали работать в комитет. На этот момент в республику уже начали приезжать туристы потоками. Сначала мы собирали архивный материал. Тогда у истоков первого подведомственного подразделения Комитета Правительства ЧР по туризму стояла Элина Батаева. Мы с ней начинали этот путь.

Через две недели, как я пришла на работу, состоялась моя первая экскурсия. Я очень сильно волновалась, но старалась не показывать это гостям. В экскурсионной деятельности основное правило – твой клиент не должен знать, что это твоя первая экскурсия. «Не знаю» - запретное слово для экскурсовода. Его нельзя произносить.

Первая моя группа была из Кавказских минеральных вод. Это был август 2014 года. В группе было 46 человек. Я прекрасно помню, как у меня дрожали руки и потели ладони. Тогда я считала, что это будет, наверное, мое «фиаско»: люди увидят мою неопытность и будут возмущены. По итогу экскурсия завершилась бурными овациями. Ко мне подходили, обнимали, благодарили. Многие говорили, что им стыдно за то, что они были плохого мнения о республике. Я пришла домой и поняла, что хочу это повторить.

Регион овеян стереотипами

Это кредо по жизни – рассказывать про свою Родину, свой народ и культуру. Мы с вами понимаем, что регион овеян стереотипами. Они совершенно непонятные и «мохнатые». Поэтому, когда через тебя изо дня в день проходят 10-15 человек, нужно использовать эту возможность и донести до них правдивую информацию.

Чеченцы – гордый и свободолюбивый народ. Они свое не отдадут и чужого им не нужно. Наши предки, вопреки всем невзгодам, всегда стояли с гордо поднятой головой.


Я испытываю ощущение внутренней удовлетворенности, когда во время многочасовых прогулок и общения в формате «вопрос – ответ» человек проявляет искренний интерес к нашему региону.

Разные вопросы звучали от туристов. Сейчас, надо признать, люди стали более просвещенные, так как нам доступно множество информационных ресурсов. А тогда я не знала, как реагировать на некоторые вопросы, но понимала, что лояльность – наше все. Поэтому я начала собирать информацию, чтобы обоснованно отвечать на вопросы по типу: «Вот там на наши налоги….». Я приводила клиентам для сравнения цифры по другим дотационным регионам, рассказывала, чем богата Чеченская Республика и как работает Региональный общественный фонд имени Ахмата-Хаджи Кадырова. Помимо этого, я объясняла почему у нас нет детских домов и домов престарелых, ритуальных служб и бездомных.

Это все тонкости нашей культуры. Человек со стороны, безусловно, может найти в ней минусы. У каждого из нас своя истина и она абсолютно субъективна. Твоя задача – донести правду, которая заключается в том, что у нас, к примеру, стариков и детей не бросают, а бездомных нет потому, что от близких не отказываются в тяжёлые моменты их жизни. Чеченцы живут общинами. И фраза «своих не бросаем» - жизненный девиз каждого из нас.

Почему у нас нет ритуальных служб? Потому что, когда тебе плохо и твой мир рушится, на помощь приходит даже сосед. Я объясняю гостям, что распахнутые во время похорон соседские ворота - это проявление поддержки, гласящее следующее: «Я разделяю твою беду. Я с тобой!».

Когда все это ты рассказываешь людям, приехавшим в регион с негативным настроем, они начинают менять свою точку зрения и смотреть на все иначе. Они удивляются, что на наших улицах не слышна нецензурная брань. Для некоторых странно и дико, к примеру, что у нас есть домики для кошек на улицах и каждый желающий может покормить их. Для нас же это норма. Мы по-другому не можем. Мы это впитываем с молоком матери. А когда ты видишь, что для людей это дико, то понимаешь, как это трагично. Трагедия заключается в том, что человек воспринимает добро, как нечто из ряда вон выходящее. Это не должно быть так.

Мечеть в Шали как место притяжения

Гильдия чеченских экскурсоводов на сегодняшний день насчитывает 35 человек. Это ребята, которые прекрасно «держат удар» на маршруте и которыми я безумно горжусь. Они работают не ради заработка, а во имя идеи. Если ты выходишь ради заработка на маршрут, долго ты не протянешь. Обязательно должна быть идея.

Среди наших гидов как мальчики, так и девочки. Каждый из них прекрасно владеет материалом и ежедневно выходит на маршрут. Мы ломаем стереотипы и делаем это хорошо.

Если говорить об интересах туристов, то самым востребованным объектом в Чеченской Республике является нашумевшая в России и за ее пределами мечеть «Гордость мусульман» имени Пророка Мухаммада (Да благословит его Всевышний и приветствует) в Шали. Это место притяжения и силы. До появления мечети в Шали, это всегда была мечеть «Сердце Чечни» в Грозном. Она считается символом веры и возрождения.


Если говорить в целом, то людям интересен Грозный. Это город-феникс. Туристы прекрасно знают, насколько он был разрушен и какую судьбу ему пророчили. Только благодаря Ахмату-Хаджи Кадырову, настоявшему на том, что столицу нельзя переносить в Гудермес, город удалось отстоять. Эксперты в один голос тогда утверждали, что он не подлежит восстановлению. Я считаю, что еще очень долгое время Грозный будет так востребован среди туристов. Его история будет актуальной всегда.

От комичных до трогательных случаев

За время работы у каждого гида происходят свои необычные случаи. В моей практике был один такой, о котором потом говорила вся республика.

В новогодние праздники 2019 года я работала с большой группой туристов из Санкт-Петербурга. Обычно в группе бывают люди трех типов: первые – люди, которые всегда задерживаются, вторые – ничего не спрашивают и фотографируют больше всех и третьи – им ничего не интересно, они просто постоянно задают вопросы. В этой группе оказался человек, в котором соединились все три типа. Он привез с собой профессиональную фотокамеру, все время задерживался больше всех и задавал больше всех вопросов. Когда наша программа завершилась и нам пора было прощаться, он подошел ко мне и стал извиняться за то, что мог доставить дискомфорт некорректными вопросами. И потом он мне говорит: «Я не могу не озвучить один момент. У вас есть совершенно потрясающее здание. Я не ожидал, что так много стекла может быть. Но почему на нем написано, что якобы у вас «30 рублей банан». Как так может быть?». Я не сразу сообразила, о чем идет речь. Когда он мне указал на здание Дома печати, где написано: «Зорбанан ц1а» (по-чеченски — «Дом печати»), я понимала, что сейчас разорвусь от смеха, а ему может быть крайне неудобно. Я объяснила, что это значит на чеченском языке. Он очень сильно потом извинялся.

Позже этот случай разлетелся во всех социальных сетях и мессенджерах республики.


Были в моей работе и очень важные моменты. Я считаю, что это мое достижение на попроще развития туризма региона и моей жизни – двое человек после экскурсий пришли в ислам. Причем сделали это в нашей республике целенаправленно. Один из них – молодой мужчина из Казахстана. Он задавал много вопросов и просил о помощи в пояснении некоторых моментов. Свой выбор он объяснил случаем, который произошел с ним по пути на экскурсию. По дороге у него развязался шнурок, и он присел завязать его. Проходящие мимо люди подумали, что ему плохо. Стали интересоваться, не нужна ли ему помощь. Он был крайне удивлен. Эта ситуация показала ему красоту нашей веры и культуры. Его звали Роман, после принятия ислама он взял имя Рамзан.

Была и девушка из Ростова-на-Дону. Она тоже приняла ислам. Теперь живет и работает в республике. Я считаю, что это те случаи, которые очень сложно отнести к рядовым.

В процессе общения с людьми очень важно помнить о терпении. Люди разные. Мы сотрудничаем с коллегами из других регионов России и стран СНГ. Они всегда отмечают сдержанность нашей культуры. Она проявляется в работе.

Седа Магомадова



При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2