Практически никто из молодых людей не знает Марьям Саракаеву. А ведь она внесла свою лепту в развитие чеченской журналистики. Она фактически открыла дорогу чеченским женщинам в журналистику. В преддверии Дня чеченской женщины редакция ИА «Чечня Сегодня» расскажет вам о представительницах чеченского народа, которые освоили различные профессии.

Марьям Саракаева - внучка знаменитого чеченского генерала Орцы Чермоева. Она в совершенстве владела несколькими языками. Помимо родного чеченского она знала русский, немецкий, французский и английский. Закончила в Грозном первую женскую гимназию и получила по тем временам блестящее образование. Как и все представительницы знатных семей, Марьям хорошо знала русскую и мировую литературу. 

Супруг Марьям Саракаевой офицер российской армии Ибрагим-Бек Саракаев, также практиковался в журналистике. В то время он публиковался во владикавказской газете «Терек». У него было много псевдонимов, среди них «Чеченец», «Нохчо» и «Веданхо». Его историко-философские статьи можно считать фундаментом чеченской журналистики, среди его публикаций такие крупные историко-философские исследования, как «Мюридизм» и «Суд и казнь Шамиля». В те же годы во Владикавказе были напечатаны две крупные художественно-документальные работы Ибрагим-Бека Саракаева. В 1913 году издана книга «По трущобам Чечни», а в 1914 году «Чечня и пленение Шамиля». Это были первые в истории Чеченской Республики книги, правдиво написанные чеченцем о жизни своего народа. В них особенно ярко проявилось писательское мастерство Ибрагим-Бека. 

После того, как Марьям вышла замуж за знаменитого журналиста, их спокойную и размеренную жизнь прервала Первая мировая война.

Являясь офицером Ибрагим-Бек ушел на фронт. В разгар войны Марьям Саракаева не воспользовалась статусом жены подполковника, не сидела в теплом доме, а вместе с мужем отправилась на войну в составе знаменитой "Дикой дивизии" в качестве сестры милосердия. К слову, тоже первая в этом качестве. Она, как и остальные медсестры, испытала на себе холод, усталость и голод. 

Как известно, проходит все, прошла и великая война, но продолжалась революция в России. Казалось, что мир раскололся на несколько частей. Одни были за царя Николая, вторые говорили о парламенте, республике и демократии, а третьи были самые радикальные. Они заявляли, что всех знатных людей надо раскулачить, и раздать их имущество народу.

Это был сложный период в жизни всех слоев общества, и в это время чета Саракаевых возвращается на родину. И в нашем регионе тогда не было стабильности и порядка, но свой дом, как говорится, ближе к сердцу. 

Если война не сильно затронула села, то послереволюционный Грозный претерпевал потрясения. Нефтяники радушно приняли советскую власть, но и среди простых чеченцев немало было обманутых красивыми речами большевиков. 

Наша героиня хорошо понимала происходящее, но даже в то время, когда был недостаток пищи, она думала о чеченской журналистике.

В 1923 году в нашем регионе начало функционировать издательство на чеченском языке «Серло» (ныне «Даймохк», - прим. автора). Чеченская интеллигенция тех времен во главе с Саидбеем Арсановым приложила немало усилий, для создания этой газеты. М. Саракаева трудилась в «Серло» с первого дня его открытия, и она стала лучшей корреспонденткой этого издательства. Поэтому ее называют первой чеченской журналисткой. Она писала о достойных людях, научных деятелях, о сложной жизни в чеченских селах. Каждая строка, написанная Марьям Саракаевой, была острой и содержательной. Эти строки заставляли задуматься, учили любить свою родину, давали надежу на завтрашний день. Поэтому оставшиеся труды этой великой женщины не могут быть в забвении, они должны сиять и служить примером для современной молодежи.  

У Марьям было четверо детей. Три сына: Султан, Азамат и Хамзат. Они пошли по стопам родителей и посвятили свою жизнь становлению чеченской журналистики. Была и дочь, которая стала женой великого чеченского поэта Магомеда Мамакаева. 

Все сыновья Марьям и Ибрагим-Бека Саракаевых пошли по стопам родителей. Они долгие годы трудились во благо чеченской журналистики и поэзии. Их имена широко известны в чеченском обществе и о них отзываются как о достойных людях. 

К сожалению, жизнь Марьям скоропостижно оборвалась в 1930 году, в самом расцвете творческих сил. Без матери остались ее маленькие дети, а младший сын Хамзат, вовсе не умел говорить и ходить. Смерть забрала чеченскую журналистку в самом начале пути чеченской журналистики оставляя всех с огромной утратой. Оборвалась светлая жизнь, но оставила после себя свет, освещающий чеченскую журналистику, который никогда не погаснет. Именно она открыла путь вайнахским женщинам в журналистику. Поэтому ее до сих пор помнят и почитают.  


Автор материала: Магомед Мурдалов

#Чеченка #Журналистика #Марьям Саракаева
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2