О политике Центробанка в регионах, развитии экономики и специфике работы в Чеченской Республике  ИА «Чечня Сегодня» рассказал заместитель директора департамента денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации Андрей Липин, прибывший в Грозный на несколько дней в рамках рабочей поездки по СКФО. 

 - Политика Центробанка едина для всех регионов, но есть ли специфика работы в том или ином регионе, которую Вам в своей работе приходится учитывать?

 - Конечно, когда мы принимаем решения по ставке, внимательно изучаем ситуацию в регионах. Мы очень подробно и плотно работаем с нашими территориальными учреждениями, проводим опросы предприятий для того, чтобы понимать, что происходит в экономике на региональном уровне, какие отраслевые особенности характерны для разных регионов, какие у них инфляционные ожидания. Региональный анализ позволяет подтвердить и детализировать общероссийские тенденции в экономике и факторы, которые влияют на инфляцию. Это улучшает понимание процессов, происходящих в экономике. В том числе мы обращаем самое пристальное внимание на инфляционные процессы на Северном Кавказе. Для нас важно, чтобы в Чеченской Республике был комфортный уровень инфляции для населения и бизнеса.



Денежно-кредитная политика Центробанка, нацеленная на поддержание ценовой стабильности в стране, едина, поэтому невозможно говорить о том, что мы можем применять разные меры и инструменты в разных регионах. Основным инструментом нашей политики является ключевая ставка, с помощью которой мы регулируем спрос в экономике и тем самым влияем на инфляцию. Ключевая ставка – это минимальный процент, под который Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, и максимальный процент, под который размещает их средства у себя на депозитах. Изменяя уровень ключевой ставки, Банк России влияет на ставки по вкладам и кредитам населению и бизнесу.

- Как вы оцениваете состояние экономики Чечни? 

 - Если посмотреть на цифры, то по итогам прошлого года темп роста экономики в России составил 1,5%, в Чечне объем ВРП вырос на 1,9%. Мы не видим в регионе какого-то замедления экономики, более того, мы наблюдаем рост за счет активного развития сельского хозяйства и строительства, темпы роста которого за январь-июль 2018 года возросли в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Это связано с реализацией в республике крупных инвестиционных проектов и увеличением ввода жилых домов вследствие повышенного спроса со стороны населения. И мы полагаем, что в ближайшем будущем строительная отрасль сохранит свои лидирующие позиции и останется драйвером развития региональной экономики.

 - Можно ли говорить о том, что экономика Чечни непредсказуема? Насколько регион развивается на фоне общероссийской экономики?

- Я бы не сказал, что она непредсказуема. Если посмотреть на то, что происходит с инфляцией в Чечне, то она ведет себя так же, как и по России. Тенденции те же самые. Мы видели замедление инфляции в первой половине года, как и прогнозировалось нами, а во второй половине года мы плавно возвращаемся к цели. По данным за август, 3,1% по России, по Чечня такая же статистика. Хотя инфляция в Чечне и несколько повысилась, сами цены здесь ниже, чем в других регионах СКФО и РФ. Это объясняется особенностями потребления, которые оказывают сдерживающее влияние на инфляцию. Например, в республике высокая доля производства домашних продуктов питания – мяса, хлеба, молока. И если в целом по России темпы прироста цен на молоко в августе ускорились, то в Чечне они снизились на 3,4%.

- Объем выдачи кредитов населению юга и СКФО в первом полугодии текущего года вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 44,2%, почти наполовину. С чем Вы это связываете? С чем это связано - уровень жизни выше, доверие к банкам выросло?

- Да, здесь несколько факторов, в том числе и те, что Вы перечисли.  Если говорить о кредитной активности, то в Чечне кредиты растут больше, чем сбережения, такая же тенденция в среднем наблюдается и по стране. Во-первых, срабатывает эффект отложенного спроса, т.е. те покупки, которые были отложены в силу определенных обстоятельств, были совершены в этом году. Во-вторых, жители Чечни в условиях снижения кредитных ставок чаще пользовались услугами рефинансирования.  

Хочу отдельно сказать о специфике кредитования в Чеченской Республике: здесь достаточно жестко подходят к отбору заемщиков и в том числе поэтому качество кредитного портфеля – на очень высоком уровне. К примеру, по данным на август 2018 года, просрочка кредитам населению республики - 5,5%. Это очень хорошие цифры.

- По моим наблюдениям, россияне постоянно живут в ожидании дефолта. Я также знаю, что есть определённая категория граждан, которая берет крупные кредиты в надежде на дефолт, что Вы им можете сказать?

- Видимо, вы имеете ввиду гиперинфляцию? - То есть высокую инфляцию, которая обесценивает заемные средства, и возвращать нужно по факту меньше, чем заемщик брал у банка. Россияне привыкли к сложным экономическим ситуациям, приспосабливаться и даже извлекать пользу. Однако любая ситуация экономической турбулентности всегда приносит больше беды, чем пользы.  Сейчас мы переходим к качественно новому характеру экономики, когда цены в магазинах завтра и послезавтра не являются сюрпризом, можно планировать свои расходы и доходы. Такая ситуация значительно более комфортна для любого человека и является признаком цивилизованной экономики, ответственной по отношению к людям. 

На конец года инфляция оценивается на уровне 3,8-4,2%, в следующем мы прогнозируем ее повышение до 5,5%, но это все равно исторически очень низкий уровень. Поэтому не стоит ожидать или бояться, что инфляция станет слишком высокой.





Беседовала Мадина Хамидова 



При копировании материалов ссылка на сайт обязательна