И не нужно думать, что первомай – это всего лишь первый день мая. Нет. Это целый отрезок нашей с вами жизни, состоящий из нескольких, правда, дней. Это атмосфера, настроение, аромат. Первомай – это эпоха.

Если открыть старый бабушкин альбом, то все фотографии в нем можно разделить на несколько групп. Вот, например, семейные. Большая часть из них сделана в фотоателье. Вся семья от самых старших, наших прадедов, до младенцев, наших отцов, максимально близко склонившись друг к другу головами, смотрят на нас простым спокойным взглядом.

А вот другая группа – на производстве. На фото - бабушка, дед, мама-студентка или тетя – молодой специалист во время работы на фабрике или заводе, дед в столярной мастерской, дяди на вспаханных полях или за рулем автобуса.

Самая интересная группа фотографий – «на отдыхе». На них, как правило, все те же люди, деды и юные отцы, бабушки и не менее юные мамы, в обнимку со своими друзьями и подругами на праздничных застольях, пикниках, дачных посиделках весело смеются в объектив камеры. Здесь они уже не скромные ответственные работники, но жизнерадостные люди, жители своей страны.

А есть еще одна категория старых фото – фото с парадов. Первомайских. Черно-белые мужчины и женщины, юноши и девушки, счастливые и веселые идут по улицам своих городов. В руках у них сирень, тюльпаны, плакаты, транспаранты и знамена. В глазах задор, на губах – улыбка. Видно по всему, что они счастливы. Нарядные, причесанные, смеющиеся. Счастливые.

Счастливы они были еще и от того, что 1 мая был значимым днем для всех трудящихся большого и дружного Советского Союза. Выходя на демонстрацию, советские люди ощущали себя сопричастными к мировому трудовому сообществу, неравнодушными и готовыми в любой момент проявить солидарность и прийти на помощь. Они ощущали себя частью чего-то сильного и сплоченного.

Эти счастливые люди с фотографий рассказывают, как важно было им принимать участие в первомайских шествиях, как искренне и горячо они поздравляли друг друга: «С праздником! С первомаем!». А еще они рассказывают, как весело им было в эти первые майские дни. Ведь за торжественными демонстрациями и гуляниями следовали застолья.

Столы накрывали прямо во дворе – частном или общем. Общий большой стол под цветущим деревом, большое количество еды и еще большее количество людей.

На пикники, кстати, тоже выезжали большими группами: всем заводом или цехом. И все сидели за одним столом или одной скатертью.

Фотографии моего детства уже в цвете. Сейчас они уже выцветшие, затертые – старые. На них – мамы и папы, и мы, дети. Маленькие, толстенькие или наоборот долговязые, почему-то хмурые или плачущие, в то время как взрослые все довольны.

- Тебя тогда, кажется, поругали, - рассказывает мама. – Поэтому зареванная.

А за что поругали, уже никто и не помнит. Да и стоит ли? Ведь со временем в памяти остаются только хорошие воспоминания. Фотография – документальное подтверждение этого хорошего. И неважно, что ты за несколько минут до съемки плакал, кричал и что-то требовал. А, может, что-то натворил и получил по заслугам – кто теперь вспомнит.

На наших фотографиях мы тоже ходили на первомай. Огромные банты, гипюровые белые гольфы, большие шары и сладкая вата. После начальных классов мы относили себя к взрослым, а потому банты носить было уже не комильфо. Высокие конские хвосты или завитые распущенные волосы, которые майский ветер развивал как Знамя победы.

Еще были леденцы – петушки на палочках и мороженое. Но иногда мороженое мама не разрешала – холодно еще.

Карусели – отдельная глава из жизни советского ребенка. Чтобы прокатиться на какой-нибудь карусели, нужно было отстоять очередь. Но если стоять в очереди, то можно было не успеть купить леденец или вату – раскупят. Страшнее был момент, когда твоя очередь подходила как раз в ту минуту, когда ты наслаждался пломбиром. И вот сейчас, в эту самую минуту, нужно было бросать мороженое, и садиться в Чертово колесо. Либо пропустить вперед несколько человек (иногда всю очередь) и спокойно доесть свой десерт.

Сегодня мы живем в иное время. Говорят, что сейчас все по-другому, мол все утрачено. А я думаю, все осталось: пикники, аттракционы, вата и мороженое, застолья и шумные компании. Остались даже демонстрации, которые проводятся практически в каждом городе нашей страны.

Просто все это немного изменилось и приняло другой вид, цвет, запах, вкус. Ведь, согласитесь, и мы не стоим на месте – меняемся. Мы стали взрослыми, а родители – постарели. У многих из нас есть уже свои дети, которые на фотографиях также выходят заплаканными и недовольными. Да и эпохи у нас разные: Советский Союз, Россия 90-х, Россия – нулевых.

Разные времена, разные люди. Иные исторические условия и реалии. Главное, мы сохранили наш первомай, а значит, снова соберемся вместе, накроем столы, купим пломбир и шипучий лимонад. Мы оденемся понарядней, не потому что праздник, а потому что – весна. Буянит сирень, «душит» ароматом ландыш. И если до сих пор вы этого не замечали, не отчаивайтесь. Для этого у нас есть первомай.

Виктория Хан



При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2